Поджог в петербургском доме Блока эксперты считают актом варварства.

nws-2216-01

С пугающей частотой проявляются «привычки» современных варваров — уничтожаются бесценные исторические строения, горят музеи. В причинах происходящего разбирался корреспондент Федерального агентства политических новостей.

В доме сером и высоком

В пасхальную ночь с 30 апреля на первое мая неизвестным варваром был подожжен музей Новороссии на улице Декабристов в Санкт-Петербурге, расположенный в подвале дома Блока. Возгорание оперативно потушили. Основная версия — поджог.

Как уже сообщало ФАПН, пожар начался около трех часов ночи. О том, что неизвестный поджог горючее вещество, рассказал дежуривший в ночную смену волонтер, который, заметив возгорание, вызвал пожарных. Существенного ущерба удалось избежать, но пострадала выставка детских рисунков, привезенных из Стаханова за несколько дней до собственной гибели «казачьим атаманом», командиром одного из полков Луганской народной республики 39-летним Павлом Дремовым.

«Наверняка неизвестный варвар не задумывался, а, возможно, и вовсе не знал о том, что в этом доме, сначала в 27-й, а потом в 23-й квартире матери поэта, в начале прошлого века жили Александр Блок и его жена, — считает Елена Пудовкина, с рождения живущая в этом доме поэтесса и переводчик, внучка репрессированных востоковедов – Михаила Тубянского и Нины Черняк (до революции квартира принадлежала ее прадеду –Аркадию Бухарину). — Этот дом 1876 года постройки был родным для многих талантливых людей: поэтов, языковедов, актеров, художников, музыкантов. Здесь находится мемориальный музей-квартира Блока. Страшно подумать о том, что бы было, если бы он, переживший страшные времена, годы блокады, серьезно пострадал от огня».

nws-2216-02

Стены памяти и позора

Музей Новороссии в этом доме (вход для посетителей — бесплатный), на площади величиной 350 квадратных метров, открылся год назад на базе молодежного выставочного пространства «Мир войны», в мае 2015-го, и было заявлено, что со временем он станет площадкой для дискуссий о мире, войне, современности. Тогда один из создателей музея, ныне его директор Герман Владимиров говорил, что в сотне музейных экспонатов, привезенных из Новороссии, — судьбы людей, живущих в Донецкой и Луганской республиках.

В «Книге памяти» музея хранятся имена погибших защитников Донбасса содержатся данные о подразделениях, в которых они воевали, указано, где и при каких обстоятельствах погибли. Есть в музее стена гордости, стена памяти и стена позора, на которой трофей ополченцев Новороссии, — снятый с автомобиля бандеровцев номер машины украинских нацистов и доставленный с Донбасса. Герман Владимиров считает, что поджог — акт варварства, «визитная карточка» сторонников запрещенной в России организации «Правый сектор», или приверженцы их идей в Санкт-Петербурге.

Права культуры выше войн

Современным варварством крайне обеспокоен директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский, высказывающий небеспочвенные опасения по поводу сохранности произведений искусства. «Права культуры должны быть выше политических соображений и войн», — считает он.

Недавно директор Государственного Эрмитажа заявил о готовности при и необходимости принять на реставрацию экспонаты, хранящиеся в музеях ДНР и ЛНР. И напомнил, что когда начались военные действия, было отмечено, что Эрмитаж готов участвовать в реставрации экспонатов, находящихся в разных музеях на территории Украины. А в прошлом году нами была организована межмузейная акция — независимо от политических перипетий, сотрудничество продолжается, из Эрмитажа на Украину были отправлены научные и публицистические издания.

В годы Великой Отечественной войны страна спасала эрмитажные ценности. Известный исторический факт: более 1 миллион 118 тысяч экспонатов из коллекции Эрмитажа в начале Великой Отечественной (июль 1941 года) были отправлены из Ленинграда на Урал двумя эшелонами. Приютила их Свердловская картинная галерея, которая в то время была молодой, ей исполнилось только пять лет. Там они хранились до самой Победы, а в Зимний дворец вернулись лишь осенью 1945 года. В благодарность за бережное хранение некоторые ценности после войны были подарены Свердловску.

Где бы не находились музейные экспозиции, им необходима защита, точно так же, как зданиям с историей.

Объединимся против «свиньи в туфлях»

Уместно вспомнить, что в этот день, 4 мая, российские деятели культуры выкупили из крепостных украинского поэта и художника Тараса Шевченко. Было это в 1838 году. Как трактуют событие историки, о «вольной» талантливого малоросского художника, когда он был молод и подавал большие надежды, хлопотали многие петербургские меценаты и преподаватели Академии искусств.

Удерживающего Тараса помещика Энгельгардта, знаменитый Брюллов величал «самой крупной свиньей в торжковских туфлях». Карл Брюллов и Василий Жуковский«сочинили» тогда благородный план освобождения Шевченко. «Крепостной» должен был написать портрет Жуковского, который, по их замыслу, должен был быть продан, а вырученные деньги отданы «крупной свинье» взамен на свободу Тараса. По сути, Шевченко должен был сам себя выкупить. Лотерея прошла в Аничковом дворце, портрет пошел «с молотка» за необходимые для «вольной» 2500 рублей.

Когда объединение талантливых людей происходит во благо, «пушки молчат», — отмечали позже искусствоведы. Всегда есть силы, противостоящие варварству, разрушению, несвободе.

nws-2216-03

Не сберегли «дом Гомера» — учите стихи

Показателен недавний мартовский случай, когда был сожжен действовавший на протяжении 65 с лишним лет литературно-мемориальный дом-музей Сулеймана Стальского — основоположника лезгинской и дагестанской поэзии в селе Ашага-Стал. Беспрецедентные меры принял глава администрации Сулейман-Стальского района Южного территориального округа Дагестана Нариман Абдулмуталибов, поручив чиновникам, параллельно с трудами по восстановлению музея, учить наизусть и читать на еженедельных совещаниях стихи лезгинского поэта — отомстить поджигателям таким необычным образом.

Народного поэта Дагестана Сулеймана Стальского (1869-1937 гг.), писавшего стихи на лезгинском и азербайджанском языках, Максим Горький назвал на Первом Всесоюзном съезде писателей СССР «Гомером XX века».

Современный мир, варварски разрушающий историю (вспомним хотя бы Пальмиру в Сирии), грозит новыми бедами, которых, призывая все силы цивилизации, мы должны избежать. Иначе нечего будет показывать потомкам. Такого мнения придерживаются эксперты, причастные к сохранению культурных ценностей.

Автор: 

http://fapnews.ru/267591-ten-banderyi-ili-kto-podzheg-muzey-novorossii/

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

419 views